- Проектирование. Характеристика проекта [ ред. | ред. код ]
- Строительство и испытания [ ред. | ред. код ]
- Похищение из Украины [ ред. | ред. код ]
- Первый поход в Средиземное море [ ред. | ред. код ]
- Второй поход в Средиземное море [ ред. | ред. код ]
- Поход к берегам Сирии 2016-2017 [ ред. | ред. код ]
- авиакрыло [ ред. | ред. код ]
- инциденты [ ред. | ред. код ]
- Ремонт [ ред. | ред. код ]
- После «Сирийского похода» [ ред. | ред. код ]
В Википедии есть статьи о других значение этого термина: Кузнецов . Адмирал флота Советского Союза Кузнецов рус. Адмирал флота Советского Союза Кузнецов Служба Тип / класс авианесущий крейсер государство флага СССР → Россия принадлежность ВМФ СССР → ВМФ РФ верфь Черноморский судостроительный завод , Николаев , Украина заложен 1 сентября 1982 Спущен на воду 4 декабря 1985 Введено в эксплуатацию 25 декабря 1990 Статус в боевом составе флота Идентификация Параметры Тоннаж стандартный - 43 000 т ,
полный - 55 000 т длина 306,45 м Ширина по ватерлинии 33,41 м
по взлетной палубе - 71,96 м осадка 10,4 м Технические данные Двигательная установка ГЭУ Паротурбинная: 4 паровые турбины по 50000 л.с. (8 котлов КВГ-4) и ЭЭУ 9 турбогенераторов по 1500 кВт и 6 дизель-генераторов по 1500 кВт винты 4 винты скорость полного хода - 29 узлы
экономического хода - 14 узлов Автономность плавания 7680 миль при 18 узлах
автономность по запасам провианта - 45 суток Экипаж 1980 человек. (в том числе 626 - авиагруппа) Вооружение торпедных-минное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 Ракетное вооружение 12 ПУ ПУ ПКРК П-700 «Гранит-НК» зенитное вооружение 2 × 2 ПУ ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет) ,
4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал»,
4 × 2 зрака «Кортик»,
6 × 6 30-мм ЗАК АК-630 Авиация по проекту - 26 МиГ-29К или Су-27К , 18 Ка-27ПЧ или Ка-29 4 Ка-27РЛД, 2 Ка-27ПС
фактически - 10 Су-33 , С 2013 года 2 МиГ-29К , 2-4 Ка-27 ПС
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» ( рус. «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") - советский (До 1991 года) и русский (Тяжелый) авианесущий крейсер (АКР или ТАКР) проекта 1143 .5 (шифр «Кречет», англ. Kuznetsov class по классификации НАТО ) Построен в последние годы существования Советского Союза на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве ( УССР ) для ВМФ СССР .
при закладке назывался «Рига», спущен на воду под названием «Тбилиси». 4 октября 1990 приказом министра обороны СССР переименован в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В официальных документах используется упрощенная название корабля «Адмирал Кузнецов». 1 декабря 1991 года в срочном порядке был переведен с черного моря на север. Входит в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации. Иногда его неправильно называют «советским (российским) авианосцем » [1] .
Авианосные крейсера проекта 1143 предназначены для предоставления боевой устойчивости оперативным соединением военно-морского флота в отдаленных районах мирового океана [2] . Задачами авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» является [3] :
Проектирование. Характеристика проекта [ ред. | ред. код ]
Авианесущий крейсер «Тбилиси» проекта 1143.5 стал дальнейшим продолжением проекта 1143.4 (единственный представитель ТАВКР «Баку» ).
после назначения Д. Ф. Устинова министром обороны СССР было принято решение строить на базе корпуса проекта 1143 модернизированный авианесущий крейсер проекта 1143.4 с усовершенствованным радиоэлектронным вооружением , Главным назначением которого было обеспечение корабельного базирования сверхзвуковых самолетов с вертикальным взлетом и посадкой Як-141 . Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В. Ф. Аникиев. Единственный построенный корабль проекта - «Баку» (Заводской № 104), - заложенный на стапеле Черноморского судостроительного завода 17 февраля 1978 года. Спущен на воду в апреле 1982 го (по плану - конец 1981 г.). С 2 июня по 1 декабря 1986 года прошел швартовые, и 9 января 1987 -го вышел на ходовые испытания. Государственные испытания «Баку» начались двадцать первое апреля . Акт приемки ВМФ СССР подписан одиннадцатое декабря 1987 года. Строительство второго корабля серии с заводским номером 105 было начато в декабре 1980 года, но через полтора года, после сборки нескольких секций корпуса, прекращено [4] .
В ноябре 1977 года в Главном штабе ВМФ СССР были рассмотрены основные направления поэтапного совершенствования тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143. По результатам этого совещания Невском ПКБ было поручено разработать техническое предложение, а НИИ ВМФ и ВВС - тактико-техническое задание на авианесущий корабль, оснащенный катапультами и аэрофинишерами , Который должен был в составе авиагруппы , Кроме вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, а также самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой. Главным конструктором проекта 1143.5 был назначен А. П. Ефимов (летом 1979 года его сменил А. Б. Морин, в декабре 1979 - В. Ф. Аникиев, в 1986-м - П. А. Соколов, 1989-м - Л. В. Белов) [3] .
Новый проект, которым практически стал корабль, предусматривал установление в носовой части корпуса трамплина с двумя стартовыми позициями: ближней (для самолетов с высокой стартовой тягооснащенистю ) И дальней (для самолетов с меньшей мощностью двигателей). Для размещения трамплина ударное вооружение, расположенное ранее в носу корабля, переносилось на надстройку и в корму. В другом надстройка сохранялась аналогичная проекта 1143М. Корабль оснащался четырьмя тросовыми аэрофинишерами и аварийным барьером. Численность авиагруппы увеличивалась до 40 самолетов Як-141 , Су-27К , МиГ-29К и вертолетов Ка-27 . При этом стандартный тоннаж корабля увеличивался до 46 540 тонн [3] .
Архитектура нового ТАВКР по сравнению с предшественниками стала «Авианосной» - со сквозной полетной палубой площадью 14800 м² , трамплином с углом схода в 14,3 ° в носовой части, двумя бортовыми 40-тонными подъемниками по правому борту в нос и корму от островной надстройки . наличие развитых спонсонах и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 метров. Посадочная участок полетной палубы размерами 205 × 26 метров вместе с спонсонах левого борта располагалась под углом 7 ° к диаметральной плоскости корабля [3] .
Будучи первым в советской морской практике авианосцем (т.е. кораблем, способным принимать самолеты горизонтального взлета и посадки), ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» тем не менее, смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских авианесущих крейсеров типа "Киев" . Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к усложнению взлетно-посадочных операций (из-за наличия только одного направления для старта) и невозможности оперировать тяжелыми самолетами, подобным самолетам системы АВАКС . В результате возможности корабля с загоризонтного обнаружения ограничивались вертолетами ДРЛВ , Что имели малый радиус действия [5] .
Возможности авианосца также ограничены составом авиагруппы: серийные Су-33 , Которые стоят на вооружении 279-го корабельного авиаполка Северного флота, представляют собой практически чистые перехватчики, и не имеют эффективного управляемого вооружения для ударов по защищенным наземным объектам или военным кораблям противника [6] . В результате авианосец имеет ограниченные возможности по защите от воздушного нападения и только формальные возможности нанесения авиаударов по наземным и надводным целям.
Строительство и испытания [ ред. | ред. код ]
Пятый по счету советский тяжелый авианесущий крейсер и первый ТАВКР проекта 1143.5 «Рига» был заложен на стапеле «0» Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.
Строительство впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн, длиной до 32-х метров высотой 13 м и шириной равной ширине корпуса корабля 35,4 м основной корпус был разбит на 21 блок: 10 блоков нижнего яруса от киля до 6 палубы и 11 блоков верхнего яруса от 6 до верхней палубы. Надстройка была 22-м блоком. Отдельными блоками также были спонсоны левого и правого бортов. До завершения нижнего яруса его блоки максимально насыщались крупным оборудованием - устанавливались главные котлы , Главные турбозубчасти агрегаты, холодильные машины , Что позволило осуществлять стапельное монтаж [7] .
Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС 22 ноября 1982 крейсер был переименован в его честь на «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву [7] .
Загрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК "Гранит"), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля [7] . 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси».
8 июня 1989 года начались швартовые испытания. К лета 1989 года он техническая готовность корабля достигла 71%. Были введены системы главной энергетики, завершен монтаж корабельных систем, связанных с базированием авиагруппы. Было принято решение, не дожидаясь начала летно-технических испытаний, провести взлетно-посадочные операции в море с самолетами МиГ-29К и Су-27К [7] .
8 сентября того же года на корабль заселен экипаж. 21 октября 1989 года, прервав швартовые испытания, недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту [7] .
В 13.46 1 ноября первую посадку на корабль совершил летчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачев на самолете Су-27К . В 15.11 - летчик-испытатель ГКБ Микояна Токтар Аубакиров на МиГ-29К . В 17.17 на палубу корабля совершил посадку Су-25 УТГ с летчиками-испытателями Игорем Вотинцев и Александром Крутовым. В 16.48 Аубакиров совершил первый слет с трамплина на МиГ-29К. Взлет с трамплина Су-25УТГ и Су-27К состоялся соответственно в 9.00 и 11.00 2 ноября . 21 ноября летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую ночную посадку на полетную палубу. Всего на ТАВКР «Тбилиси» было выполнено 227 полетов и 35 посадок. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 корабль вернулся на завод для достройки [7] .
25 мая 1990 года «Тбилиси» вышел на заводские ходовые и государственные испытания. За время испытаний прошел 16200 миль, с корабля выполнен 454 полеты самолетов Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ, противолодочных вертолетов Ка-27 , Транспортно-боевого вертолета Ка-29 , Вертолета радиолокационного дозора и наведения авиации Ка-31 РЛД. Во время испытаний было установлено, что при нормальной взлетной весе Су-27К взлет может осуществляться с 1-й и 2-й стартовых позиций с 90 метров от среза трамплина; при максимальной - с 3-й позиции (180 м) [7] .
4 октября 1990 приказом министра обороны СССР корабль переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в честь главнокомандующего ВМФ СССР в 1939-1955 годы Николая Герасимовича Кузнецова . Приемный акт о передаче ВМФ был подписан 25 декабря 1990 года. Корабль был включен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота . В течении 1991 года «Адмирал Кузнецов» находился в Севастополе , Где участвовал в государственных летных испытаниях самолета Су-27К .
Похищение из Украины [ ред. | ред. код ]
В декабре 1991 года в адрес командира корабля поступила правительственная телеграмма от Президента Украины Леонида Кравчука , В которой объяснялось, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения он должен оставаться на севастопольском рейде. Несмотря на запрет Киева корабль вышел в район Феодосийского полигона для отработки взлета-посадки палубных самолетов. Между тем с Северного флота в Крым срочно вылетел заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко, который, прибыв на борт, отдал приказ срочно, без двух третей офицерско-мичманского состава и заводской сдаточной команды, которые находились на берегу, срочно готовиться к переходу морем [8] - чтобы не оставить корабль Украины, командование ВМФ приняло решение о его переходе на Север до завершения государственных испытаний - их второй этап начался только осенью 1992 года на Северном флоте , Где не было ни полигона НИТКА , Ни технической документации по первому этапу, ни подготовленных инженеров и летчиков-испытателей, и продолжался до середины осени 1994 года [7] .
В 23.40, не подавая никаких сигналов, корабль покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор . В пролив «Кузнецов» шел 30- узловым ходом, в узости - 20 узловым. Пролива корабль прошел 1 декабря 1991 года. Турецкие власти не препятствовали движению судна [9] .
20 декабря включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации, военно-морской флаг СССР заменен на флаг ВМФ России . 24 декабря 1991 года «Адмирал Кузнецов» прибыл к постоянному месту базирования Видяево Мурманской области .
В декабре 1991 года включен в состав 43-й дивизии ракетных крейсеров северного флота России.
В течении 1992 - 1994 роки продолжались испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер три-четыре месяца в году проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33 . зимой 1994 - 1995 лет проведен ремонт главных котлов энергетической установки.
Первый поход в Средиземное море [ ред. | ред. код ]
23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море , Имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33 2 Су-25 УТГ и 11 вертолетов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января к 17 января встал на якорь у берегов Туниса . Там состоялся обмен визитами представителями 6-го флота ВМС США , Включая посадки российских вертолетов на американский авианосец и наоборот, а также провозкы российских пилотов на самолетах США. С 28 января по 2 февраля осуществлял деловое мероприятие в Тартус ( Сирия ). 4 февраля мероприятие на остров Крит . 17 - 18 февраля совершил визит в Ла-Валетты . 2 марта - обучение ПВО авианосной многоцелевой группы с отработкой Су-33 перехватов самолетов и крылатых ракет . 6 марта - проход Гибралтара в обратном направлении. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях Северного флота. В рамках учений проведено условное отражение атаки четырех Ту-22М3 . Они были перехвачены на дистанции 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года ошвартовался в базе. за время похода фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены два иностранных подводные лодки , Проведенные ракетно-артиллерийские стрельбы, включая ракетнм комплексом «Гранит». Весь поход сопровождался серьезными проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно терял ход, а также различными неполадками с корабельными системами.
С 1996 по 1998 год находился в ремонте. В 1998 году участвовал в учениях Северного флота. 1999 года дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, во время которых погибла подводная лодка К-141 «Курск» , Участвовал в спасательной операции. Через эту трагедию был отменен второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. 2004 года В составе группы из девяти кораблей Северного флота, в которую входили также тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» , Ракетный крейсер «Маршал Устинов» другие корабли и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, во время которого проводились также и летно-конструкторские испытания самолетов Су-27КУБ. В 2005 - 2007 годах несколько раз выходил на боевую службу в Баренцево море .
Второй поход в Средиземное море [ ред. | ред. код ]
5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Атлантический океан и Средиземное море , Который продолжался до 3 февраля 2008 года. После боевой службы был поставлен в ремонт. В ходе ремонта, который продолжался до 8 декабря На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу, заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера. 6 декабря 2011 года «Кузнецов» вместе с отрядом кораблей Северного флота был направлен в Средиземное море, к берегам Сирии .
По заявлению представителей минобороны, авианосец требует капитального ремонта и возможно пройдет его до 2017 года на судостроительном предприятии "Севмаш" [10] [11] . Но из-за недостатка финансирования, ремонт авианосца откладывается на неопределенный срок [12] [13] .
Поход к берегам Сирии 2016-2017 [ ред. | ред. код ]
В сопровождении боевых кораблей 15 октября 2016 крейсер после загрузки на причале 35-го судоремонтного завода в Мурманске отправился в Средиземное море к берегам Сирии . Поход продлится четыре-пять месяцев. В составе авиакрыла «Адмирала Кузнецова» - новейшие истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР в количестве 4 машины, а также к десяти истребителей Су-33 (Наличие 8 подтверждено). Кроме того, в составе крыла находились около четырех вертолетов Ка-27ПЛ / ПС , два Ка-29ТБ , два Ка-31 И один Ка-52К "Катран" (Корабельная версия Ка-52 «Аллигатор») [14] [15] .
Истребители Су-33 были оборудованы прицельными приспособлениями СВП-24 «Гефест» , Благодаря чему они получили ограниченную возможность наносить бомбовые удары неуправляемыми бомбами [16] .
боевой вертолет Ка-52К попал на авианосец почти случайно - оказавшись отмершей наследием так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» типа «Mistral» французской построения [17] .
Боевая группировка «Адмирала Кузнецова» имело в составе атомный крейсер проекта 1144 «Петр Великий» , два большие противолодочные корабли проекта 1155 «Севереморск» и «Вице-Адмирал Кулаков», три заправщика и два буксира. 5 ноября к группе присоединился только что принятый на вооружение (в марте 2016 года) фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» (Вооруженный крылатыми ракетами «Калибр-НК» ) большой противолодочный корабль проекта 61 «Сметливый», еще один танкер-заправщик и два буксира [15] .
вечером 13 ноября 2016 в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку потерпел крушение палубный истребитель МиГ-29К (Возможно МиГ-29КУБР). Пилот катапультировался, его здоровью ничего не угрожало. Авария произошла из-за технической неисправности [18] .
В субботу 3 декабря 2016 при заходе на посадку был потерян Су-33 - самолет скользнул в море после неудачного зацепления за канат аэрофинишера. Пилот катапультировался, его жизни ничего не угрожает [19] .
авиакрыло [ ред. | ред. код ]
№ п / п Тип Бортовой номер 1 Су-33 62 2 Су-33 66 3 Су-33 67 4 Су-33 71 5 Су-33 76 6 Су-33 77 7 Су-33 78 8 Су-33 84 9 Су 33 88 10 МиГ-29К 47 11 МиГ-29К 49 12 МиГ-29КУБ 52 13 МиГ-29КУБ 53 14 Ка-29 23 15 Ка-29 60 16 Ка-29 75 17 Ка-27ПС 55 18 Ка-27ПС 57 19 Ка 52 04
инциденты [ ред. | ред. код ]
18 октября 2004 в северо-восточной Атлантике учебно тренировочный самолет Су-25УТГ (Бортовой номер «07 красный») совершил жесткую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». У самолета сломалась правая стойка шасси, после чего его протащило около 90 м по палубе. Пилот не пострадал, кроме самолета были повреждены огнеупорное покрытие палубы корабля, защищает его от струй горячего воздуха из реактивных двигателей [18] .
5 сентября 2005 в северной части Атлантического океана в ходе учебно-тренировочного полета был потерян палубный истребитель Су-33 (Бортовой номер «82 красный»). При посадке на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» оборвался трос аэрофинишера (устройства, сокращает пробег после посадки), из-за чего самолет вылетел с палубы и утонул. Пилот самолета не пострадал. Затонувшую машину планировалось уничтожить глубинными бомбами, поскольку на ее борту находилась секретная аппаратура [18] .
13 ноября 2016 в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерпел крушение палубный истребитель МиГ-29К . Пилот катапультировался, его здоровью ничего не угрожает. Авария произошла из-за технической неисправности [18] . Впоследствии появилась информация, что инцидент произошел в результате того, что во время мероприятия тройки самолетов на посадку, второй самолет повредил (разорвал) два кабеля аэрофинишера. На палубе поднялся беспорядок, попытки убрать мусор и починить аэрофинишер забрали больше времени, чем осталось топлива на третьем самолете. Когда топливо закончилось самолет упал, пилот был вынужден катапультироваться [20] . Однако по мнению исследователей британского аналитического центра RUSI официально названа причина аварии самом деле призвана скрыть истинную причину - низкую надежность силовой установки самолета (вызванной, в том числе, проблемами с электронной системой управления) [21] .
В субботу 3 декабря 2016 при заходе на посадку был потерян Су-33 - самолет скользнул в море после неудачного зацепления за канат аэрофинишера. Пилот катапультировался, его жизни ничего не угрожает. Авария произошла по замечательных погодных условий: видимость более 10 км, состояние моря 4, скорость ветра 12 узлов [19] . Потеря уже второго течение месяца самолета была официально подтверждена 5 декабря [22] .
Ремонт [ ред. | ред. код ]
Похищение корабля из Украины после распада СССР в состоянии незавершенных испытаний невозможным осуществление сопровождения корабля заводом-изготовителем.
После «Сирийского похода» [ ред. | ред. код ]
После сирийского похода корабль поставлен на ремонт и модернизацию. Было запланировано потратить около 50 млрд рублей (около $ 800 млн). Однако, по данным СМИ, эта цифра была сокращена в октябре 2017 почти вдвое. Выделенных средств хватит на капитальный ремонт агрегатов и узлов корабля, однако не хватит для глубинной модернизации. Должно быть заменено 4 с 8 котлов, а остальные 4 должны пройти капитальный ремонт [23] . В мае 2018 была обнародована стоимость ремонта - 60 млрд рублей (почти $ 1 млрд) [24] .
Однако по данным издания «КоммерсантЪ» согласно заключенного в апреле 2018 контракта ремонтные работы будут проведены на мурманском 35-м судоремонтном заводе, дочернем предприятии «Центр судоремонтной" Звездочка "» ( Северодвинск ) И продлятся два года. Совокупная стоимость контракта составляет 55-62 млрд российских рублей. Таким образом работы должны быть завершены в 2020 году, а вернуться на службу крейсер имеет уже в 2021 году. Силовая установка останется котлотурбинного. Также будет заменено радиоэлектронное вооружение и оставлено ракетный комплекс П-700 «Гранит» (Ранее планировали заменить его на более современный комплекс «Калибр» ) [25] .
В ночь на 30 октября 2018 года, около полуночи, на 82-м судоремонтном заводе ( Мурманск ) Во время планового выхода корабля из плавучего дока ПД-50 на последнем из-за сбоя в электропитании отключились насосы и он затонул. В результате затопления дока на нем упали два башенных крана, один из них упал на палубу авианосца и пробил в ней дыру. Были и жертвы: трое сотрудников получили переохлаждение, еще один с ранением брюшной полости - в тяжелом состоянии. Около 70 человек были эвакуированы с территории завода. Была инициирована спасательная операция с участием военных и МЧС [26] .
И хотя в результате чрезвычайного происшествия была повреждена взлетно палуба, корабль вроде бы не получил повреждений, способных повлиять на сроки ремонтных работ. После аварии корабль был отбуксирован на штатное место стоянки на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске. Там сообщили, что повреждения не повлияют на сроки ремонта. Следует отметить, что кроме затонувшего ПД-50 принимать корабли размера «Адмирала Кузнецова» еще вроде способен док ПД-190 в Новороссийске [27] .
Тем не менее, док ПД-50 был единственным на севере России способным принять «Кузнецова» на ремонт. Доком активно пользовались для ремонта и меньших кораблей и подводных лодок. Иногда их ставили по 2-3 штуки одновременно [28] .
По данным российского издания «Известия» выход крейсера из дока не планировался заранее и поэтому, когда ПД-50 стал погружаться, корабль не был подготовлен к выходу. Авария же, в свою очередь, произошла из-за того, что при сбое питания с суши док не перешел на собственное питание, поскольку моторная команда ПД-50 была сокращена, а горючее для дизель-генераторов не было приобретено [28] .
Спасти корабль удалось только благодаря слаженным действиям команды, в то время находилась на борту. В результате авианосец «заглотил» через открытые отверстия несколько тысяч тонн забортной воды [28] .
Потеря ПД-50 не может не повлиять на сроки ремонта «Адмирала Кузнецова», поскольку единственное место, где он может быть поставлен на ремонт на севере России - бассейн завода «Севмаш» сейчас занят ремонтом тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» а для ввода «Кузнецова» все равно придется расширять вход в бассейн [28]
В конце ноября представители «Объединенной судостроительной корпорации» сообщили, что в результате инцидента корабль получил 52 повреждений устранения которых обойдется в около $ 1 млн без влияния на сроки завершения ремонта [29] .
- ↑ ТАКР - тяжелые авианесущие крейсеры. Официальный статус советских авианосцев. . на сайте Валерия Бабича «Наши авианосцы» ( рус. ). архив оригинала 2013-08-27.
- ↑ Проект 1143 «Кречет» (Kiev class) . на сайте «АТРИНА» ( рус. ). архив оригинала за 2011-09-14.
- ↑ а б в г Проект 11435 (Kuznetsov class) . на сайте «АТРИНА» ( рус. ). архив оригинала за 2012-03-10.
- ↑ Проект 11434 (Modified Kiev) . на сайте «Militaryrussia. Отечественная военная техника »( рус. ). архив оригинала 2013-08-27.
- ↑ Kuznetsov Class (Type 1143.5) Heavy Aircraft Carrying Cruiser, Russia, Naval-technology.com, SPG Media PLC
- ↑ Попытки оснастить исследовательские Су-33 ракетой X-41 «Москит» по ряду причин были неудачными.
- ↑ а б в г д е же и Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. - 7 - Николаев: Атолл, 2013. - 805 с. - ISBN 966-2504-37-0 .
- ↑ Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 384 с. - ISBN 5-235-02871-6 .
- ↑ Беды и напасти авианосца «Адмирал Кузнецов» Николаевские новости. Сергей Гаврилов. 8.01.2014 (рус.)
- ↑ Единственный российский авианосец пройдет модернизацию . Lenta.ru . 2 апреля 2010 года. архив оригинала 2012-02-10.
- ↑ «Севмаш" не подтвердил информацию о модернизации «Адмирала Кузнецова» (Рус.)
- ↑ ЦАМТО / Новости / ТАКР «Адмирал Кузнецов» Пока не планують ставит в ремонт из-за недостатка финансирования (Рус.)
- ↑ Корабелы рассказали, что мешает ремонта единственного авианосца России. 13.12.2013 (Рус.)
- ↑ Россия отправила единственный авианосец к берегам Сирии (Рус.). Lenta.ru. 15 октября 2016.
- ↑ а б Louis Martin-Vézian (November 14, 2016). Infographic: A long journey for the Kuznetsov - November 14 "Crash" Update . Offiziere.ch.
- ↑ "Sea Flankers" prepare for Syria . Combat Aircraft. 30 September 2016.
- ↑ Зачем идет в Сирию «Адмирал Кузнецов» (Рус.). Lenta.ru. 12 октября 2016.
- ↑ а б в г Аварии авиационной группировки авианосца «Адмирал Кузнецов» . Военная панорама. 16 ноября 2016.
- ↑ а б Russian Su-33 crashed in the Mediterranean while attempting to land on Kuznetsov aircraft carrier . The Avitationist. Dec мая 2016.
- ↑ Doug G. Ware (22 ноября 2016). Crashed Russian MiG-29 ran out of fuel awaiting repairs, officials say . UPI.
- ↑ Igor Sutyagin, Aaditya Dave (29 ноября 2016). Russian MiG-29 Crash: More than Meets the Eye . Commentary. RUSI.
- ↑ Авианосец "Адмирал Кузнецов" потерял второй по месяц истребитель . Итерфакс. 5 декабря 2016.
- ↑ George Allison (November 2, 2017). Russia downscales plans to modernise only aircraft carrier citing budget cuts . UK Defence Journal.
- ↑ Раскрыта стоимость ремонта «Адмирала Кузнецова» (Рус.)
- ↑ Герман Костринский (2018-04-23). «Адмирал Кузнецов» будет умеренно модернизировано. в ускоренного режиме . Коммерсант.ru.
- ↑ В РОССИЙСКОМ Мурманской затонул ДОК авианосца "Адмирал Кузнецов" . 5 канал. 2018-10-30.
- ↑ В Мурманске затонул плавучий док, где на ремонте Находился крейсер «Адмирал Кузнецов». Главное . Meduza. 2018-10-30.
- ↑ а б в г Илья Крамник (2018-10-30). Упустили док: почему «Адмирал Кузнецов» едва НЕ утонул . Известия.
- ↑ Repairs to Admiral Kuznetsov Aircraft Carrier to Cost 1 Million USD . Navy Recognition. 2018-11-28.
- Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. - 7 - Николаев: Атолл, 2013. - 805 с. - ISBN 966-2504-37-0 .
- Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. - Николаев: Атолл, 2003. - 544 с. с. - ISBN 966-7726-69-X .
- Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. - М.: ЭКСМО, 2007. - С. 240. - ISBN 978-5-699-20954-5 .
- Шунков В. Н. Авианесущие корабли и морская авиация. - М.: Попурри, 2003. - 576 с. - ISBN 985-438-979-0 .
- Video clip of Su-33 operating on the deck of Kuznetsov