Карта
Координаты: 49 ° 11ь08 "с. ш. 24 ° 44ь47 "вост. д.
В этом поселке всего 2254 жителя - и столько неожиданных архитектурных достопримечательностей, что мне перед собой даже неловко: я впервые побывала здесь в июле 2009 года.
Место для поселения основатель Болшовцы, кто бы он ни был, выбрал хорошее: здесь Бережанские горы подходят к Днестру, здесь река Нараевка вливается в Гнилую Липу (согласен, название не самая аппетитная), здесь плодородная земля и хороший климат. Поэтому и жили здесь давно. Первое упоминание о более в галицких городских документах датируется 1404 годом. Тогда это была собственность некоего Николая Спичника, которая называлась Большовец. Польский король Владислав Ягеллончик в каком-то из документов вспомнил "villa nostra Bolszow". Собственно форма Большевцы появилась уже в XVIII в. (По другим данным, даже в XIX в.) К тому же времени должны документированную топографическую вакханалию:
Bohuszowce, Bolschowyecz, Bouszew, Bolszew, Bolszowiec, Bolszowycz, Bouszowiec, Bulszowce и даже какие-то про-коммунистические Bolszewice. Наверное, в галицких писарей были какие-то хронические заболевания ушей.
Есть еще такая теория, что упоминавшийся выше более появился в XV в. первым, потом оброс приселками, один из которых, Большевцы (впервые упомянут в 1482 г.), затем выросли на целый городок - и уже более выступал в роли пригороды. История Бильшова и Болшовцы имеет много общих черт, поэтому многие историки рассматривают ее в комплексе.
В 1409 поселением владел Андрей Ваповский из села Ваповци у Перемышля. В г был внук Генрик Барз (Henryk Barzi). Ваповский так внука любил, что в 1410 году Бильшовци ему ... продал. Ну отдал под залог, не в этом дело.
В 1448-1474 г.. Иоганн (Иван) Спичник именовал себя "Где больше" - вот так).
В 1482 годом упоминается также некая Спичникова. Род Барз угас в 1617 году.
В конце XVI - первой половине XVII в. Большевцы принадлежали семье Казановского. Подольский воевода, гетман Мартын Казановский (1566-1636) и был основателем бильшовецького кармелитского монастыря и костела - и отдал под святыню хорошее место на горе, откуда открывается великолепная панорама села и год Нараевка и Гнилая Липа. Именно во времена Казановского в Болшовцы сводится большой каменный замок (правда, Петр Красный и Марек Войцик, авторы статьи о Большевцы в многотомнике "Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa ruskiego", пишут, что от того замка сохранились до наших дней башня, фундамент и остатки стены, но здесь они, кажется, ошибаются). Позже имение видйшов к Яблоновских - чтобы уже в начале XIX в. отойти к Малецкий. В 1830 Большевцы приобрел Валериан Кржечунович (Walerian Krzeczunowicz, 1790-1866) - и его потомки и были последними владельцами городка до советских времен.
Статусом города Большевцы могли щеголять уже с XVII в. - хотя важным, настоящим городом они так никогда и не стали. Вот красноречивый факт: в XVIII и XIX вв. в поселении происходили известные на всю Галицию ярмарки скота. Этим Большевцы и славились. И списывать со счета несколько девастаций города турками, казаками, татарами и шведами в 1648-1676 гг. Тоже не стоит. В 1859 Мечислав Гуравський писал, что "центр города занимает (...) достаточно большой, но нерегулярный рынок с ратушей", а внимания путешественников заслуживает двор (сводный около 1800) владельца города Малецкого на вершине небольшого холма (об этом позже поговорим), среди ландшафтного большого парка.
В конце XIX в. в Болшовцы працювалиы мельница, горльня, пивовар и кирпичный завод, принадлежавшая монастыря. Были и ремесленники, которые действовали поодинчо.
7 и 8 сентября 1916 Большевцы на собственной шкуре узнали, что такой мировая война. Немцы и русские так отчаянно отбивали друг у друга город, после многочасового непрерывного огня оно было полностью разрушено. Остались буквально только развалины здания суда (см. Фото в галерее), ратуши и нескольких зданий. Правительство оказывало помощь, и город долго не могло подняться из руин. Еще в начале 1930-х значительное количество жителей Болшовцы жила в землянках со времен Первой мировой (!). Так война гназавжды похоронила городские амбиции Болшовцы. Сейчас это скромное поселок Галицкого района - правда, его никак сельский характер очень заметен, и это хорошо.
Уже упоминавшиеся владельцы Болшовцы Казановского возвели здесь уже упоминавшийся замок (что интересно, о сохраненную замочную башню пишет также и Роман Афтанази в 7 томе "Действуй резиденций ...", вспоминая еще, что башня возведена из кирпича, которая очень напоминает кирпич старостинского замка в Галиче ).
Около 1800 в соседстве с древним замком, на пригорке, Малецкая строят двор, который, по словам Р.Афтанази, "с точки зрения архитектуры не представлял никакой ценности" (что он так неделикатно :)). В течение XIX в. семья Кржечуновичив несколько раз то двор перестраивала. В конце концов сооружение виклядала как одноэтажный прямоугольник с центральным и двумя боковыми двухэтажными ризалитами. В 1916 здание было полностью уничтожено. Вместе с ней исчезли и многочисленные старинная мебель и предметы искусства. Очень нелични уцелевшие остатки былой роскоши были перевезены в львовский дом Кржечуновичив.
В 1927-1929 годах на месте старого двора Корнел Кржечунович (Kornel Krzeczunowicz) строит новую резиденцию по проекту архитектора Тадеуша Мокловського (Tadeusz Moklowski). Это довольно удачная стилизация под благородные дворы излома XVIII-XIX вв.
Дворец я неоднократно видела на фотографиях - и должен признаться, что вживую он выглядит в разы импозантнее и интереснее. Парковый фасад был более Репрезентационного, чем главный - и, может, поэтому он как раз главным и стал (по парковому стороны теперь заросли запущенного парка, старые лестницы и недючий фонтан). Теперь четырехколонный портик встречает всех, кто прибывает в сооружения - и преимущественно это "очень больные люди", как объяснила там один из временных жительниц дворца. Еще прибывают они на карете - карете скорой помощи. Я вспоминала уже, что в нарядной резиденции сейчас поселковая больница.
Центральную часть дворца когда-то занимал бальный зал высотой в два этажа (сейчас здесь больничный холл с монументальным панно на стене, где и галицкий замок, и князья в шлемах изображены). Слева от зала была большая столовая на три окна, дальше - большой салон. Правое крыло было занято жилыми помещениями - по мансардный этаж. По состоянию на 1939 в холле дворца висели семейные портреты - как говорит Р.Афтанази "не очень высокой стоимости и преимущественно неизвестных авторов". Была еще копия веласкивського "Инфанта на коне", написанная вдовой генерала Юзефа Залесского. Стильная мебель были лишь в нескольких комнатах: в стиле бидермайер в салоне, в маленьком салоне - ореховые в стиле рококо, в столовой - более новые ореховые мебель.
Ландшафтный парк площадью в несколько гектаров лежал перед дворцом. Со всех сторон сооружение окружали подстриженные газоны, в верхней части парка была аллея розовых акаций. Парк был покрыт тропами для пешеходов и дорожками для экипажей. В парке жили на свободе лисы, серны и зайцы. В Вторую мировые нимцецьки солдаты вырубили все хвойные деревья парка. Сейчас в планах бильшовецьких чиновников очистки парка и даже насаждения экзотов, вроде гинкго или тюльпанное дерево
Петр Красный и Марек Войцик, авторы статьи о Большевцы в многотомнике "Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa ruskiego", вспоминают давние описания городка, где указано, что оно "только монастырем своим отмечается". И определенная рация в таких оскорбительных описаниях есть.
Но никакого монастыря не было бы, если бы гетман Мартын Казановский не был слишком набожным и не верил в чудеса. В 1620 он отправился на локальную войнушку с татарами, донимали Галичине. Когда гетман переправлялся через Днестр, волна вынесла на него образ Богоматери. Казановский решил, что это очень хороший знак - и победа у него в кармане. И правда - гетману с малочисленным отрядом удалось победить татар, которых было значительно больше. Чудо? Чудо. Найденный образ Казановский помещает в замковой часовне. Гетману даже кажется, что ночью икона светится голубыми лучами и слегка мерцает. Или сам господин Мартин рассказал о таких спецэффекты землякам, или от кого-то другого они узнали - и в Большевцы вереницей потянулись верующие. Казановский же решил возвести в Болшовцы костел западнее рынка - и отдать туда образ. Сразу было решено, что заниматься храма будут кармелиты с их тогдашним провинциалом (это должность, а не оскорбление) Зигмундом Гдовский.
23 февраля 1623 был подписан акт об учреждении монастырю.
Монастырь, как и город, неоднократно видел агрессивных пришельцев (е, я не о своем визите в июле 2009 г..!. 1648 и 1649 - атаки запорожцев. 1651, 1655, 1657, 1671 - кармелиты бегут из Болшовцы, опасаясь турок, шведов, казаков или татар. в 1671 монахи даже прихватили к Львова свою святыню - икону Богоматери. Там она хранилась до 1718
Декретом от 11 ноября 1791 при бильшивецькому костеле был создан приход, в которую вошли Большевцы и более десятка окрестных сел.
Костел Благовещения было построено достаточно быстро - потому что уже 24 марта 1624г. в храм торжественно внесли "чудотворную" икону. Достраивали здание, правда, еще несколько лет - известно, что в 1642 г.. Все еще не был готов главный алтарь. Как ни странно, уже в 1646 визитаторы отмечали, что храм в плохом состоянии и требует ремонта. Пришлось Анне Казановского им заняться.
19 апреля 1648 костел был освящен львовским архиепископом Николаем Кросновським. А быстро спустя на город напали казаки ... Во время их атаки были разрушены могилы Казановского. В следующем году запорожцы повредили алтари и стены храма. Деньги на ремонт кармелиты получили аж в 1669 г.. От Марианны Потоцкой и Анны Яблоновской.
После того, как комплекс разрушили в 1676 г.. Турки, кармелиты молились в маленьком деревянном костелик, оставив попытки отреставрировать монастырь. Лишь после Карловицкого трактата, в 1699 г.., Начался сбор средств на ремонт. Работы начались в 1718 г.. Главным спонсором восстановления был полковник Ян Галецкий, который верили, что выздоровел благодаря иконе. 1 августа 1725 восстановлен костел был освящен архиепископом Яном Скарбеком. В следующем году Галецкий умирает (это тебе исцеления), за работами в инього окончания в 1728 г.. Присматривает его вдова Тереза из Карсинських.
В 1732 значительную сумму на внутренние работы в костеле передал Ян Станислав Яблоновский. В 1739 он и Станислав Остророг оплатили росписи храма.
Следующий владелец храма, князь Антони Барнаба Яблоновский, мечтал короновать бильшовецьку Богоматерь. Для этого он в 1767 г.. Основательно отремонтировал костел, потратив на это 12 000 флоринов. 12 мая 1768 Папа римский Клеменс ХИИИ выдал привилегию на коронацию иконы, и торжества были отложены до конца ремонтных работ. 12 августа 1777 костел Благовещения было в очередной раз освящен - со всеми его 8 алтарями (семь в храме, восьмой в коридоре монастыря). 15 августа в том же году образ был коронован в присутствии клира.
Известно, что в те времена вокруг иконы было много золотых и серебряных вотивы и памятных таблиц. А в 1853 г.. Корону из образа украли. За два месяца нашли в каком-то селе неподалеку от Болшовцы.
В 1788 библиотека при монастыре содержала 701 том.
При обновлении костела в начале XIX в. были уничтожены надгробия князей Яблоновских. В 1850 храм был побелены снаружи, вставлены новые окна. В 1860 начался очередной ремонт.
15 августа 1877 торжественно отмечали века коронации Бильшовецькои богоматери. В 1895 костел был покрыт железом, укреплены Кляшторный стены.
С 1817 г.. При кармелитском монастыре в Болшовцы действовали публичная школа.
Во время Первой мировой кармелиты выехали щ Болшовцы в монастырь в Пилзень - вместе с образом. Вернулись в 1915 г.. - ой рано. 7 сентября 1916 россияне расстреляли костел. Начался пожар. Священный Теодор Байорек спустился с иконой в подземелье костела. Там же скрывались другие кармелиты и около 300 жителей города. На следующий день артиллерийского снаряда превратили комплекс на решето. 9 сентября 1916 австрийские офицеры приказали кармелитам немедленно эвакуироваться - и те снова поехали с образом во Львов. С сентября 1916 по июнь 1917 Большевцы находились на линии фронта. Немецкие солдаты сожгли амвон и деревянные скамьи, пооббивали штукатурка с росписями, осквернили склепе в криптах. Все костельной имущество было уничтожено - уцелели лишь несколько портретов и распятия с коридорного алтаря.
После войны отец Байорек взялся за ремонт сооружения. В 1920 львовский архитектор И. Хрикович (J. Chrykowicz) приготовил планы восстановления (см. Рядом), укрепил стены, перекрыл крышу. Бильшивський аптекарь Вильгельм Мюк предоставил для алтаря образ Божьего Сердца.
В 1926 в Кракове художник Мечислав Гонсецький отреставрировал Бильшивську Богоматерь. В марте 1929 начался ремонт алтаря под нагдядом львовского архитектора Тадеуша Писевича - монастырь готовился встретить свою икону. Образ был возвращен 15 июля 1930
3 марта 1944 националиисты убили в Болшовцы кармелита Бартоломея Чоснка, после чего преор Войцех Заяц снова отвез образ в Львова . А в 1945 г.. Монастырь покинули и сами кармелиты. Богоматерь перевезли в Краков, в 1966 г.. - в Гданьск, где она и хранится (и я ее там даже видела - в костеле св. Екатерины).
Около 1947 костел в Болшовцы закрыли. В 1955 превратив храм в зернохранилище, потом в пункт приема стекла. Распятие перенесли в местной церкви. Монастырь использовался как хлев и некоторое время как свинарник. Присматривал за животными в послевоенное время немецкий пленный.
В 1988-89 гг. Крышу комплекса покрыли жестью. С 1990 г.., Когда храм вернули католикам, тянется ремонт сооружения - все время не хватает средств. Реставрация идет по проектной документации, разработанной "Укрзападпроектреставрация" в 2002г.
У храма установили самый положительный монумент Яну Павлу II из всех, которые видела (они являются в Дрогобыче , Летичеве , Каменце-Подольском , Самборе , Львове ). Папа здесь улыбающийся, стремительный и приветлив. Мне понравился.
Костел, одна из лучших галицких пизньобарокових сооружений, возведенный из темно-красного кирпича на известковом растворе, представляет собой четырехстолпного, тринавна базилика. Основу сооружения образует прямоугольник нави с двумя выступающими вдоль центрального входа помещениями, представляют собой вход на хоры и вход в боковых крипт. Рядом с костелом находится сооружение монастыря. К сожалению, практически ничего н осталось от росписей 1767-1777 гг. В 2007 году. Еще был заметен герб на стене, сейчас все забелены, есть только остатки фресок на сводах. С монастыря уцелели лишь западное и частично южное крылья. Сейчас они активно реставрируются, внутри все евроремонтно.
Храмом сейчас занимаются францисканцы. Молодой отец Николай Пахарь уверен, что фрески будут восстановлены, в храме установят орган. Ну, было бы хорошо ...
Есть огромный заброшенный мельница построенный по Корнелия Кржечуновича. Его сил хватало не только на освещение дворца, но и центральных улиц города. Пьятикилометрови ставки между БИЛЬШИВЦЫ, Нараевка и Кинашевим возникли тоже за Кржечуновичив по проекту австрийского инженера - тогда было затоплено немало сенокосов и дехтоз крестьян и Мишан судился с господами за такое. Но потом как-то привыкло: до того выращивали бычков, а после начали разводить карпов, которых возили во Львов и Варшаву.
Есть ратуша - на архивных фотографиях оно совсем не такая, а значит, межвоенные перестройки.
Неподалеку от нее - ворота к довольно принаряженный сооружения. Это народный дом, а когда-то здесь была синагога (XVIII в.).
Каменный нео-византийский храм, возведенный по проекту В.Нагирного с 1905 и освящен в 1906 Андреем Шептицким, расположенный ниже дворца на месте деревянной церкви 1782 Церковь сильно пострадала во времена Первой мировой, была восстановлена в 1923 г. . Несколько позже выдающийся художник Антон Монастырский изготовит резной иконостас).
Вокзал был разрушен во время войны - по железнодорожную ветку.
Большевцы славятся своими источниками - еще в австро-венгерские времена местные фруктовые воды и пиво экспортировали к императорскому столу.
Чудо?