Рыльский
Рыльский (19 (07) .03.1895-24.07.1964) - поэт, переводчик. Д-р филол. н. (1950). Действительный член АН УССР (1943), АН СССР (1958). сын Т.Рильського , Этнографа, публициста и общин. деятеля, и крестьянки Мелании Федоровны (в девичестве - Чуприна) из с. Романовка (ныне село Попильнянского р-на Житомир. Обл.), Где было имение Рыльских. Родился в г.. Киев . Принадлежность отца в круг " хлопоманов "Деятелей« Старой громады »определила атмосферу, в которой рос будущий поэт, основы его воспитания и образования. Хорошо подготовленный домашними учителями, 1908 поступил в 3-го класса киев. Частной г-зии В.Науменко . В гимназические годы жил и воспитывался в семьях Лысенко и А.Русова . 1915-17 уч. на мед. факультете Киев. ун-та, откуда перевелся на историко-филол. ф-т вновь Укр. р. ун-та. Бурные времена заставили Р. оставить Киев; в Сквире вместе с братом Иваном он работал в продовольственной управе, вскоре начал учительствовать, сначала в с. Вчерайше (ныне село Ружинского района Житомир. Обл.), Затем - в родной Романовке. Несмотря на всякую беду продолжалось творческое становление поэта (первые публикации 1907 года в газ. " Совет ", Первый сборник" На белых островах "1910). Поэмы" Царевна "и" На опушке ", сборник" Под осенними звездами "(все 1918) показали, что период ученичества и" пробы голоса "истек; окончательно подтвердила это сборник 1922 года" синяя даль ".
1923 вернулся в Киев, где учительством зарабатывал на жизнь. 1920-е гг. Ознаменованы творческим расцветом поэта: сборниками "Сквозь бурю и снег" (1925), "Тринадцатая весна" (1926), "Где сходятся дороги", "Шум и отголоски" (обе 1929). В последний из этих сборников Р. появился также как талантливый переводчик мир. поэзии: произведений П.Верлена, В.Брюсова, С. Малларме, М. Метерлинка и др. Событием культурной жизни стал перевод «Пана Тадеуша» А.Мицкевича , Осуществленный Г. именно в 1920-е гг. (Отдельное издание - 1927). С возвращением в Киев Р. вошел в круг поэтов-неоклассиков ( М.Зеров , П.Филипович , М. Драй-Хмара , О.Бургардт), с которыми его связывали духовно-творческая солидарность, общее понимание многих проблем культ. стр-ва. Однако их оппонентами оказались как авангардисты, так и ревнители "пролетарской культуры" и вульгарная критика, которую раздражали влюбленность поэтов-неоклассиков в строгие классические формы и отстраненность от наиболее актуальных, с точки зрения этой критики, вопросов общественно-лет. жизни, стало своеобразным прологом к следующим репрессий, к переформирования всего лет. жизни, полного подчинения его идеологическим задачам. Большинство творческих сообщников Р. погибли в сталинских лагерях, другие, как О.Бургардт (Юрий клен ), Должны были эмигрировать. Арест Р. 19 марта 1931 можно трактовать и как эхо-продолжение пресловутого процесса над т. Н. Союзом освобождения Украины . Он отбыл 5-месячное заключение в Лукьяновской тюрьме , Откуда его возили на допросы в Государственное политическое управление УССР . Поэт вплотную познакомился с уже апробированной системой запугивания и шантажа, принуждения к самооговора с последующим "раскаянием". После освобождения он написал стихотворную "Декларацию обязанностей поэта и гражданина" (1931), а также сборник "Знак весов" (1932), которая показала перелом в его творчестве: вынужден принять новые правила лет. жизни, он в полной мере познал на себе характер отношений художника и власти в условиях тоталитарного режима. 1932 вышла также стихотворная повесть "Марина". Как "официальный поэт", а с 1939 - еще и "поэт-орденоносец", Р. пережил неизбежный творческий спад (сборники "Киев", 1935, "Лето", 1936, "Украина", 1938, "Сбор винограда", 1940 ), однако талант Р.-переводчика появился во всем блеске (новые переводы с П.Корнеля, Ж.-Б. Мольера, Ж.Расина, Н. Буало, Пушкина , Е.Ростана и др.).
1935-42 Р. заведовал лет. частью Киев. театра оперы и балета, одновременно в ж. "Украинская литература" возглавлял отдел поэзии. С началом Великой отечеств. войны Советов. Союза 1941-45 Р. с семьей эвакуирован в Уфу (ныне столица Республики Башкортостан, РФ). Осенью 1941 большую популярность поэту принесло "Слово о Родине», за год такое же признание получила поэма-видение "Жажда". Однако, как и др. ведущие писатели, Р. был пленником практикуемой властями политики "кнута и пряника": признание и награды периодически менялись головомойку и наказаниями. В годы войны Г. был избран действительным членом АН УССР (1943), принятый в КП (б) У, возглавил Союз писателей Украины, а также академический Ин-т нар. творчества и ис-ва (ныне Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Рыльского НАН Украины ), Директором которого оставался до конца жизни (1944-1964). Но вскоре после войны, на волне новых погромных парт. постановлений о литературе и ис-во, Р. снова подвергся сокрушительной критике. "Националистические ошибки" было, в частности, отмечено в поэме "Весенние воды". Планировалось даже инсценировка гибели Р. якобы от рук "ОУНОВСКИХ убийц". Стечение обстоятельств и творческий, наук. и мо-ральной авторитет Р. помешали разыграть этот сценарий. По совокупности работ ему присвоена степень д-ра филол. н. (1950) он совмещал обязанности депутата Верховного Совета СССР с интенсивной творческой, наук. и переводческой работой. Выступал на представительских научных конференциях и сессиях ( Варшава Париж (Франция), Дубровник ( Югославия ), Рио-де-Жанейро (Бразилия), София Болгария). По сборника "Розы и виноград" и "Далекие небосклоны" удостоен Ленинской премии (1960). "Третье цветения" в творчестве поэта связано с дыханием обществ. изменений, с т. н. эпохой "оттепели". Под знаком этих изменений, обещали возрождение более нормальных условиях не только творчества, но и всех сфер жизни пользователя новые его книги поэзии ( "Далекие небосклоны", "Голосеевская осень", "В тени жаворонка», «Зимние записи») и публицистики ( "Вечерние беседы", "Об искусстве" и др.). В последний год жизни избран почетным доктором Ягеллонского университета в Кракове .
Многообразна творческая, наук. и переводческая деятельность Г., несмотря на сложные, порой нечеловеческие, условия, показала верность высоким гуманистическим идеалам, преданность памяти творческих сообщников молодости поэта - неоклассиков. Как поэт он стал несравненным мастером строгих форм: сонета, терцин, октав, стансов, а в заключительный период еще и филос. элегии, медитативной лирики. Жанр лирико-эпической поэмы также относится к любимых жанров Р. В петле предписаний социалист. реализма он вынужден был написать немало злободневных стихотворных "однодневок", однако сумел сохранить и свой настоящий поэтический талант - жизнелюбивый и просвитле- но гармоничный. Благодаря этому значительная часть его наследия остается достижением и украшением укр. поэзии 20 в.
Как общественно-культ. деятель Г. бесстрашно выступал в защиту языка, род. творчества, культ. наследия, традиций; одновременно приветствовал и поддерживал молодые таланты, был горячим сторонником творческих поисков.
Лауреат Сталинских премий (1943, 1950), Ленинской премии (1960).
П. в г.. Киев.
Ua/?