Митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Александр Драбинко сделал яркую заявление в поддержку предоставления автокефалии для Украины.
"Независимо от результатов решения Вселенского патриарха я хочу сегодня публично поддержать идею автокефалии Украинской церкви", - заявил он изданию "Левый берег".
Митрополит ответил на ряд вопросов OBOZREVATEL.UA о том, почему решил выступить против позиции церкви, оценил позицию митрополита Онуфрия по этому вопросу, прокомментировал обвинения в адрес МП в сотрудничестве с ФСБ, а также высказал несколько предложений о том, как преодолеть "большую украинскую схизму" - раскол.
- Вы поддержали автокефалию в Украине. Это идет вразрез с официальной позицией УПЦ МП и ее нынешнего главы Онуфрия. Не так ли?
- Нет, моя позиция не идет вразрез ни с позицией УПЦ, ни с позицией ее головы, поскольку официальной позиции УПЦ до сих пор высказано не было.
Моя позиция заключается в следующем: я хочу, чтобы украинское православие объединилось, чтобы был преодолен раскол (раскол. - Ред.) И Украинской церкви был присвоен статус поместной, чтобы она была равноправной сестрой в семье православных церквей мира .
Facebook Александр Драбинко
Позиция УПЦ заключается в том, что это будет не канонически, что президент и парламент не имеют права вмешиваться. Но у нас нет позиции по ключевому вопросу: мы хотим, чтобы у нас церковь была поместной или не хотим?
Я поддерживаю позицию УПЦ, которая была высказана в 1991 году на Поместном соборе, который обратился к патриарху Алексию о даровании автокефалии. Это же повторил Харьковский собор 1992 года.
Об изменении этих просьб я до сих пор не слышал из официальных источников УПЦ. Они не отменялись ни Синодом УПЦ, ни Собором УПЦ.
Драбинко никоим образом не придумал велосипед.
- Возникают ли у вас сейчас проблемы в связи с вашим заявлением?
- Мое заявление сама по себе носит логический и конструктивный характер. Она не имеет целью создать раскол или внести смуту в умы людей. Если она неправильно трактуется кем-то, то это проблема не заявления и не ее автора - это проблема людей, которые пытаются увидеть в ней стремление внести соблазн в умы некоторых людей. Но Драбинко ничего не создает - Драбинко просто систематизирует все то, что было в истории Украинской православной церкви.
- Есть какие-то варианты смещения главы УПЦ МП митрополита Онуфрия?
- Я не могу ответить на этот вопрос. Это вопрос того органа, который избирал митрополита Онуфрия - Архиерейского собора.
Но мне кажется, что митрополит Онуфрий как глава церкви должен провести Собор и услышать соборную мысль, которая, на мой взгляд, совпадет с общецерковной: раскол должен преодолеваться.
Возможно, у митрополита и в Собора выработается какая-то другая схема или видение решения вопроса автокефалии.
Вопрос уже давным-давно поднимался. На основе поместного и автокефального статуса Украинской православной церкви возможно и объединение с теми, кто на сегодняшний день по официальной версии находится в расколе, и дальнейшее решение тех проблем, которые у нас называются "большой украинской схизмой".
- То есть, собор должен расставить точки над "i" и выработать свою позицию по автокефалии?
- Совершенно верно. У нас должна быть выработана официальная точка зрения по инициативе президента и парламента.
Президент не придумал ничего нового - он поддержал инициативу, которая была озвучена еще в 1991 году. Он просто актуализировал ее, поскольку московский патриарх отложил это решение или в длинный, то в бездонный ящик.
Как глава государства он должен обеспечить равные права всем верующим, чтобы никого не называли раскольниками, такими и сякими. Преодоление схизмы - это первоочередная задача, с моей точки зрения пастыря. А его, как главы государства - преодоление церковного разделения. Это вопрос государственной безопасности, потому что любой якие разделение - церковное, языковой и другое - ведет к разделению государства. А этого не должно быть.
Поскольку есть сдерживающий фактор со стороны Московской патриархии, которая, к сожалению, на сегодняшний день полностью подчинена Кремлю, то говорить о каких-то сдвиги очень сложно. Но не то, чтобы невероятно.
- Считаете ли вы, что позиция митрополита Онуфрия по автокефалии в Украине можно назвать антиукраинской?
- Нет, ни в коем случае. Дело в том, что он подписал документ о даровании автокефалии Украинской православной церкви на Соборе 1991 года, который проходил в Киеве, и документ о том, что Харьковский собор поддерживает идею отделения и статуса автокефалии в 1992 году.
Все эти документы есть, и подпись тоже есть .
митрополит Онуфрий
Украинская православная церковь
О том, что он изменил это мнение, будучи предстоятелем, или отозвал свою подпись, я не слышал.
Поэтому с точки зрения, которую я озвучивал и которую я поддерживаю, мы с митрополитом Онуфрием единомышленники. Если эта точка зрения изменится, то ее надо озвучивать.
- Вы знаете, что в последние годы священников УПЦ МП часто называют агентами ФСБ? Заслуженно это?
- Я не могу ответить на эти вопросы безосновательно. Могу только рассуждать с точки зрения слухам, о которых вы говорите. Да, я слышал. Об этих фактах говорят убедительно. Но окончательный ответ на этот вопрос должны дать соответствующие государственные органы.
- Вы слышали о том, что и самого главу РПЦ патриарха Кирилла называют ФСБшником.
- Простите, я не могу ответить на этот вопрос. Удостоверение я не видел (смеется).
- Как вы считаете, почему Путин, который вышел ИЗ структуры КГБ, за период своего президентства вдруг стал таким "набожным"?
- У каждого человека бывают разные периоды в жизни. Мы не можем говорить, что человек, который вышел из структуры КГБ, не может быть верующим. Возможно, наоборот, ему открылось нечто большее, чем всем остальным.
Вера - это из области личного. Судить об этом со стороны я не берусь и другим не советую. Пусть характеристику этой набожности дает тот, у кого он верит.
митрополит Онуфрий
Украинская православная церковь
- Может церковь рассматривать идею царя во главе государства?
- Я думаю, она уже просматривается. Не за горами тот день, когда будет провозглашена необходимость введения коронации. Все к тому идет.
Но я не анализировал этот вопрос.
- Согласны ли вы с тем, что идея «русского мира» - это зло?
- Это понятие нужно воспринимать двояко. Если рассматривать "русский мир" как идею православия на славянских землях, принадлежащих к Киевской Руси, но без этой политической подоплеки, без верховенства "старшего брата", то в принципе идея как таковая имеет право на существование.
Нам приятно, когда у нас есть братья, сестры, когда мы составляем семью. Но когда в этой семье появляется человек, который хочет быть царем, стремится к восстановлению империи и других целей, которые нами на сегодняшний день уже не воспринимаются, это неприемлемо.
Когда мы имеем независимое государство, когда мы агрессию со стороны северного соседа, который всегда говорил, что он нам брат, а оказался совсем не брат, а тот, кто пытается нас вернуть в империю, то такой "русский мир" - это не наш мир, это не наша семья.
Подписывайся на наш Telegram . Получай только самое важное!
Не так ли?Но у нас нет позиции по ключевому вопросу: мы хотим, чтобы у нас церковь была поместной или не хотим?
Возникают ли у вас сейчас проблемы в связи с вашим заявлением?
Есть какие-то варианты смещения главы УПЦ МП митрополита Онуфрия?
Считаете ли вы, что позиция митрополита Онуфрия по автокефалии в Украине можно назвать антиукраинской?
Вы знаете, что в последние годы священников УПЦ МП часто называют агентами ФСБ?
Заслуженно это?
Как вы считаете, почему Путин, который вышел ИЗ структуры КГБ, за период своего президентства вдруг стал таким "набожным"?
Согласны ли вы с тем, что идея «русского мира» - это зло?